История конференции

Конференция «Вышгород» имеет продолжительную предысторию.

Осенью 1995 года в Российской государственной исторической библиотеке состоялось собрание, на котором присутствовали московские школьники и студенты младших курсов, под руководством учителей истории Леонида Анатольевича Наумова (Московская городская педагогическая гимназия № 1505), Александра Григорьевича Авдеева (школа № 1249) и Евгения Владимировича Маркелова (школа № 19 им. В. Г. Белинского), присутствовали также заведующий учительским читальным залом и руководитель исторического кружка при библиотеке Татьяна Дмитриевна Дмитревич и представители Российского исторического общества. В ходе заседания было принято решение учредить детское историческое общество «Вышгород», целью которого стало создание условий для общения детей, проявляющих интерес к изучению истории и желающих участвовать в научно-исследовательской деятельности.

Все инициаторы создания «Вышгорода» в то время были одновременно и школьными учителями, и практикующими историками-исследователями, принимавшими активное участие в археологических раскопках и привлекавшими к этому своих учеников. А юные исследователи, в свою очередь, пытались с помощью наставников сделать первые шаги в науке. Периодически предполагалось устраивать детские конференции исследовательских работ, совместные встречи с учеными, круглые столы и другие мероприятия. С 1995 по 2000 год несколько таких встреч состоялось в Российской государственной исторической библиотеке и на базе школ-участниц общества.

Помимо указанных московских школ, деятельность «Вышгорода» разворачивалась также на базе домов детского творчества микрорайонов «Коптево» в 1997-1998 гг. и «Войковский» в 1999-2002. Постоянная деятельность кружков проходила в форме еженедельных семинаров, на которых все желающие – школьники, студенты гуманитарных факультетов московских вузов, учителя и преподаватели – могли сделать доклад по интересующей их исторической проблеме и выслушать мнения товарищей. Такие обсуждения сыграли большую роль в написании многих школьных исследовательских работ, студенческих курсовых, нескольких научных монографий и двух кандидатских диссертаций.

Но главное в том, что уже тогда появились люди, неравнодушные к своему делу. Важно также, что стала формироваться среда, в рамках которой взаимно обогащающее интеллектуальное общение исследователей разного возраста, желание поделиться своими идеями и наблюдениями, было, и надеемся, надолго останется нормой жизни, вне зависимости от того, пойдут ли эти люди «в науку» или нет.

Теперь обратимся к истории. Термин «Вышгород», избранный для названия конференции, многозначен. Вообще само слово Вышгород означает верхний город, а именно город на горе – обычное у славян название поселения, расположенного на возвышенном месте. В памятниках древнерусской книжности этим словом обозначались также крепость на возвышенности, городской форпост, цитадель. Нередко это слово, точно передающее значение греческого слова акрополь, верхний город, употреблялось и как синоним кремля.

Одновременно «Вышгород» – это и имя города, относящееся к старым образованиям, таким как Белгород и Белоозеро, Новгород, Звенигород, Стародуб, Треполье. Сложения со второй частью -город свидетельствуют о высокой степени административного и организационного развития страны.

Первое летописное упоминание Вышгорода на высоком берегу реки Протва относится к 1352 году. Протва делает петлю, в которой и располагается город, занимая мыс левого берега, окруженный водой с трех сторон. Крепость площадью 1,5 га имела овальную в плане форму и была обнесена валом с деревянными стенами, шедшими вдоль высокого обрывистого берега реки. Это был важный форпост на рубежах Московского государства, который к XVI в., как московская крепость на литовском рубеже, утратил свое значение и о былом величии напоминают теперь лишь сохранившиеся остатки двух валов и рва. Внутренний вал высотой от семидесяти сантиметров до трех метров и шириной основания до десяти метров сохранился участками. Внешний вал высотой до двух метров зафиксирован на южном склоне мыса почти у подошвы на протяжении около семидесяти метров. Древний въезд находился с западной стороны, а теперь – с напольной восточной стороны.

Другой Вышгород на берегу реки Яхрома датируется IX – XI вв.; Вышгород Псковской губернии в первый раз упоминается в летописях под 1404 годом, когда его вместе с другими двенадцатью городами получил великий князь Смоленский Юрий Святославич. Псковитяне разрушили это селение в 1471 году. Самый древний Вышгород впервые упоминается в летописи под 946 годом, «бе бо Вышегород град Вользин». Расположен он был на правом берегу Днепра на высоком холме, прекрасно укреплен и служил форпостом Киева с севера; около него обыкновенно переправлялись через Днепр, если шли на Киев со стороны Чернигова или из Киева в Чернигов, чтобы не переходить Десны. Интересно отметить, что в «Описании Киева» Берлинского, в «Сказаниях о населённых местах Киевской губернии» Похилевича и в «Сказаниях о Вышегороде и его древней святыне» Сикачинского город назван уделом Ольги, её любимым местом пребывания. Примечательна также запись от 980 года, которая гласит, что здесь, в Вышеграде, Владимир I содержал триста своих наложниц.

С 1078 года княжение в городе получает Ярополк Изяславович, в потомстве которого Вышгород и остается до Владимира Мономаха, при котором с 1117 года по 1128 год княжил сын его Мстислав. После него на княжеском престоле оказыатся сын его Всеволод. В 1146 г. городом правил вельможа Тудор, а потом вокняжился Вячеслав Владимирович. После него на княжение пришел Мстислав, нанесший сокрушительное поражение в 1174 году войскам Андрея Боголюбского. С 1180 по 1190 год в Вышгороде был князем Давид Ростиславич, скончавшийся здесь же. Под 1218 годом значится упоминание о вышегородском князе Ростиславе Рюриковиче, в правление которого город был укреплен, окружен валами, насыпями, и под его стенами произошло немало битв. Во время нашествия Батыя в 1240 году Вышгород вместе с Киевом подвергся страшному опустошению и разорению, и именно с тех пор прекращаются летописные упоминания о городе. К 1523 году Вышгород становится бедным и практически безлюдным селением, приписанным к Межигорскому монастырю.

Одной из древнейших святынь в городе была церковь св. Василия, сооруженная Владимиром около 988 года. В ней в 1015 году были положены мощи свв. Бориса и Глеба, а через четыре года церковь сгорела, и на ее месте в 1020 году выстроена новая во имя тех же святых. В 1240 году этот храм был разрушен, а мощи свв. Бориса и Глеба неизвестно где сокрыты. Некоторые историки утверждают, что в Вышгороде были и монастыри: мужской Спасский и женский, но точных данных о существовании их не сохранилось.

Таким образом, название нашей конференции глубоко символично: это и дань культуре, и сохранение традиций прошлого, и строительство нового города, города мастеров – юных исследователей, делающих первые шаги в науке.

Открытая гуманитарная конференция школьных исследовательских работ «Вышгород» проводится на базе школы – интерната «Интеллектуал» города Москвы при поддержке таких вузов как Институт Всеобщей истории РАН, Государственный университет гуманитарных наук, Московский городской психолого-педагогический университет. В рецензировании детских работ и слушании докладов принимают участие ведущие специалисты из института Русского языка РАН, института Археологии РАН, института Культурологии РФ, Государственного института русского языка им. А.С.Пушкина, НМЛ «Языкознание для всех» МИОО, Православного Свято-Тихоновского государственного университета, Государственного университета ВШЭ.

Конференция своей целью ставит, прежде всего, организацию интеллектуального общения детей, занимающихся исследовательской работой в области гуманитарных наук, стимулирование научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся. Ее отличительная особенность – нет ограничения по одной узкой теме, а участие могут принимать любые средние учебные заведения – как частные, так и государственные, как школы, так и дома детского творчества.

Организаторы конференции считают, что это не модное направление, а направление, выросшее из задач и потребностей современной школы. Направление, которое позволяет выявить интеллектуально-одаренных учащихся, развить у них познавательный интерес в области гуманитарных наук на материале, выходящем далеко за пределы школьной программы. Творческим преподавателям это направление помогает в создании не только новых методик по организации проектно-исследовательских работ школьников, но и методик, позволяющих повысить общий уровень подготовки учащихся по предметам гуманитарного цикла.

«Вышгород» – это не просто конкурс, на который приезжают учащиеся ради побед. «Вышгород» – это, по замыслу организаторов, возможность интеллектуального общения представителей высокой науки и обычных школьников. «Вышгород» – это не только уникальная возможность найти друзей-единомышленников, но и поспорить о какой-нибудь проблеме с именитым ученым. Поэтому наряду с традиционными секционными заседаниями на конференции проводятся интеллектуальные игры, где каждый участник может проявить свои творческие способности.

За семь лет проведения конференции расширилась география участников. За это время в конференции приняло участие 658 школьников – авторов исследовательских работ – из 22 регионов Российской Федерации.

Расширялась география наших участников, а наряду с этим повышался и уровень докладов: от просто реферативных, до настоящих исследований в различных гуманитарных областях.

Для организаторов очень важен вопрос качества работ. И здесь становятся значимы такие моменты, как степень самостоятельности выполняемого проекта, уровень владения материалом юного автора, интерес к выбранной теме, самостоятельность выводов. А интересы молодых исследователей широки.

Хочется затронуть еще вопрос о количестве и качестве работ. Организационный комитет получает достаточно заявок на участие в конференции и, учитывая общий уровень работ, нам кажется, что нельзя забывать о качестве этих работ. На наш взгляд, это основная задача конференции на ближайшее время. За последние два года члены жюри отмечают не только повышение содержательного уровня работ, но и общего грамотного и правильного оформления проектов. Любой школьник может подать заявку на участие в конференции и прислать материалы в указанные Положением о проведении конференции сроки. Заявленная работа будет рассмотрена членами жюри и по их решению допущена к участию.

Организаторы конференции «Вышгород» желают всем участникам творческих успехов в этом интересном и нужном направлении.